Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Курганской области
официальный сайт
Предыдущая версия сайта

Расширенный поиск

Информация об оказании Федеральным казначейством бесплатной юридической помощи

В Российской Федерации действуют нормы права, регулирующие вопрос оказания бесплатной юридической помощи. Так, в силу статьи 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

В развитие данной нормы права был принят Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о бесплатной юридической помощи), направленный на создание условий получения бесплатной юридической помощи для малоимущих и иных социально незащищенных категорий граждан. Федеральный закон о бесплатной юридической помощи не регулирует вопросы оказания бесплатной юридической помощи в уголовном и административном судопроизводстве.

Указанным Федеральным законом предусматривается возможность получения гражданами бесплатной юридической помощи в государственной и негосударственной системах бесплатной юридической помощи в целях

Государственная система бесплатной юридической помощи формируется в составе следующих участников: органов исполнительной власти федерального и регионального уровней и подведомственных им учреждений, органов управления государственных внебюджетных фондов, государственных юридических бюро и адвокатов. В регионах Российской Федерации государственная система бесплатной юридической помощи создается и финансируется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Негосударственная система формируется на добровольной основе в составе юридических клиник, созданных образовательными учреждениями высшего образования, и негосударственных центров бесплатной юридической помощи, создаваемых некоммерческими организациями, адвокатами, адвокатскими образованиями, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации, нотариусами, нотариальными палатами.

Координация работы по реализации Федерального закона о бесплатной юридической помощи возложена на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти – Министерство юстиции Российской Федерации.

Федеральный закон о бесплатной юридической помощи в статье 20 закрепляет следующие категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в государственной системе:

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее - малоимущие граждане);

2) инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

5) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;

6) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;

7) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;

8) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

9) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

10) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

11) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:

а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;

б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;

е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации;

12) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом о бесплатной юридической помощи установлены виды бесплатной юридической помощи, а также пределы осуществления бесплатной юридической помощи, оказываемой федеральными органами исполнительной власти.

В силу статьи 16 указанного Федерального закона федеральные органы исполнительной власти оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь по вопросам, относящимся к их компетенции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан.

Бесплатная юридическая помощь гражданам, нуждающимся в социальной поддержке и социальной защите, оказывается в виде:

1) правового консультирования в устной и письменной форме;

2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом о бесплатной юридической помощи, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Все виды бесплатной юридической помощи могут оказывать лица, имеющие высшее юридическое образование, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В оказании гражданам бесплатной юридической помощи может быть отказано в следующих случаях:

– гражданин ходатайствует об оказании бесплатной юридической помощи, не относящейся к компетенции Федерального казначейства (его территориального органа);

– в письменном обращении об оказании бесплатной юридической помощи не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;

– обращение на оказание бесплатной юридической помощи содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;

– обращение на оказание бесплатной юридической помощи не поддается прочтению;

– обращение на оказание бесплатной юридической помощи содержит вопрос, на который гражданину неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства;

– если ответ по существу поставленного в обращении на оказание бесплатной юридической помощи вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

Управление Федерального казначейства по Курганской области является территориальным органом Федерального казначейства.

В соответствии с Федеральным законом о бесплатной юридической помощи Федеральное казначейство (включая его территориальные органы), как орган федеральной исполнительной власти, входящий в государственную систему бесплатной юридической помощи, оказывает бесплатную юридическую помощь.

В силу части 1 статьи 16 Федерального закона о бесплатной юридической помощи бесплатная юридическая помощь Федеральным казначейством и его территориальными органами оказывается только по вопросам, относящимся к их компетенции.

Федеральное казначейство в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №703 «О Федеральном казначействе» осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1) доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;

2) ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

3) открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;

4) открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

5) ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

6) ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;

7) составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

8) получает в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

9) осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;

11) осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;

12) осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

13) обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Федеральном казначействе;

14) осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;

15) осуществляет подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;

16) осуществляет полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

17) осуществляет внешний контроль качества работы аудиторских организаций в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»;

18) осуществляет в установленном Федеральным казначейством порядке анализ исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), а также направление в Министерство финансов Российской Федерации докладов и предложений о совершенствовании методического обеспечения деятельности указанных органов (должностных лиц) по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля;

19) осуществляет в установленном Федеральным казначейством порядке анализ проведения главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, а также направление главным администраторам бюджетных средств рекомендаций по организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;

20) утверждает общие требования к осуществлению органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), контроля за соблюдением Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

21) осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации;

22) осуществляет контроль за своевременностью и полнотой устранения объектами контроля нарушений законодательства Российской Федерации и (или) возмещения причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

23) представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Федерального казначейства;

24) осуществляет иные функции, закрепленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №703 «О Федеральном казначействе».

По вопросам вне рамок компетенции Федерального казначейства (территориального органа Федерального казначейства) бесплатная юридическая помощь оказанию не подлежит.

В рамках своей функциональной деятельности Управление Федерального казначейства по Курганской исполняет функцию организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также на средства бюджетных учреждений и автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в Управлении Федерального казначейства по Курганской области.

Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируется главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетных и автономных учреждений регулируется частью 20 статьи 30 Федерального закона от 08 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Реализация гражданами прав на получение присужденных судом денежных средств осуществляется в порядке, установленном вышеуказанными нормативными правовыми актами.

Результатом исполнения указанной функции по организации исполнения судебных актов является перечисление должником денежных средств в пользу взыскателя.

При реализации своего права на получение денежных средств взыскателю необходимо учитывать, что органы Федерального казначейства организуют исполнение судебного акта при наличии следующих условий:

1. Взыскание произведено судом либо с казенного учреждения, либо с органа государственной власти, либо с органа местного самоуправления, либо с бюджетного учреждения, либо с автономного учреждения.

2. Лицевой счет должника открыт в органе Федерального казначейства.

3. Представленные взыскателем документы соответствуют требованиям законодательства.

Список получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства на территории Курганской области, размещен на официальном сайте Управления Федерального казначейства по Курганской области в сети «Интернет» kurgan.roskazna.ru в разделе «Документы», подразделе «Открытие и ведение лицевых счетов». Также на указанном сайте в разделе «Прием обращений» в подразделе «Взыскание на средства федерального бюджета» содержится полезная информация для взыскателей.

При этом следует обратить внимание на следующие типичные ошибки, допускаемые взыскателями при предъявлении исполнительных документов в органы Федерального казначейства:

– в заявлении взыскателя не указаны либо неверно указаны реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию, в связи с чем не представляется возможным перечислить денежные средства взыскателю;

– к исполнительному документу, предусматривающему обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не приложена копия судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист;

– в случае предъявления исполнительного документа представителем взыскателя полномочия представителя на предъявление исполнительного листа от имени взыскателя документально не подтверждены (например, отсутствует доверенность или нотариально удостоверенная копия доверенности, в доверенности не оговорены полномочия представителя на предъявление исполнительного листа к взысканию, срок доверенности истек и т.п.).

Согласно статье 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В силу статьи 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Кроме того, в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд; каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Основания, условия и порядок обжалования гражданами решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных им учреждений и их должностных лиц в судебном порядке предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа Федерального казначейства, его должностного лица, если считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В случае, если оспариваемым решением, действием (бездействием) затрагиваются права и законные интересы гражданина в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обжалование таких решений, действий (бездействия) осуществляется в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Граждане вправе подать жалобу на решения и действия органа Федерального казначейства и его должностных лиц в соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Более подробная информация относительно судебного и административного порядков обжалования решений и действий (бездействия) органов Федерального казначейства и их должностных лиц размещена на официальном сайте Управления Федерального казначейства по Курганской области в сети «Интернет» kurgan.roskazna.ru в разделе «Иная деятельность», подразделе «Правовая работа», который включает разделы «Административный порядок обжалования решений, действия (бездействия) федерального органа исполнительной власти и его должностных лиц» и «Судебный порядок оспаривания нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействий) федерального органа исполнительной власти и его должностных лиц».

В Управлении Федерального казначейства по Курганской области бесплатная юридическая помощь оказывается сотрудниками юридического отдела, имеющими высшее юридическое образование, по адресу: Савельева ул., д. 23, г. Курган, с понедельника по пятницу с 08-00 ч. до 17-00 ч. (обеденный перерыв с 12-00 ч. до 13-00 ч.). А также по телефонам (8-3522) 46-72-76, 24-03-72 в указанное рабочее время.